ПОИСК ПО САЙТУ
Беларусь Библиотечная
5 простых шагов, чтобы стать студентом белорусского университета
Гранты на обучение в Республике Беларусь



Гжельский государственный университетГомельский государственный технический университет
Белорусский государственный экономический университетБелорусская медицинская академия последипломного образования
Белорусский государственный технологический университетФНКА Белорусов России


Могилевский институт МВД Республики Беларусь
Акадэмія Міністэрства ўнутраных спраў Рэспублікі Беларусь

 


Нравится

Погода Минск
Информация сайта pogoda.by



Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы

05.08.2021
Указом Президента Республики Беларусь от 29.07.2021 № 292 утверждена Программа социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы. Основные положения документа одобрены шестым Всебелорусским народным собранием.

Согласно Программе определены цели, задачи, приоритетные направления социально-экономического развития страны на пятилетие, меры по их реализации, целевые индикаторы развития отраслей, сфер экономики и регионов, а также ожидаемые результаты.

Для достижения поставленных целей предусмотрено решение наиболее актуальных для каждого гражданина нашей страны вопросов, одними из которых являются – повышение качества и доступности образования, и раскрытие культурного потенциала (Глава 5 Программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы).

ГЛАВА 5.
Улучшение качества жизни населения

5.5. Повышение качества и доступности образования

Основополагающим условием будущего экономического, политического и социально-культурного процветания страны выступает повышение конкурентоспособности образования.

Деятельность государства в сфере образования будет нацелена на содействие развитию личностного потенциала подрастающего поколения, обеспечение равного доступа к качественному образованию, высокого уровня знаний, навыков и компетенций, в полной мере отвечающих потребностям экономики.

Развитие дошкольного образования будет ориентировано на предоставление доступных и высококачественных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, а не только на подготовку к школе.

В 2025 году доля детей от 1 до 6 лет, получающих дошкольное образование, составит не менее 85 процентов.

Предусматривается усовершенствовать формы и методы работы с детьми, обеспечить индивидуализацию образовательного процесса в учреждениях дошкольного образования как базы будущего «социального лифта». Важно сохранить 100-процентный объем охвата детей пятилетнего возраста подготовкой к обучению на I ступени общего среднего образования.

Планируется расширить спектр образовательных услуг. Доступность дошкольного образования будет обеспечена путем строительства новых учреждений образования во всех регионах Беларуси. К концу 2025 года намечено построить не менее 90 учреждений дошкольного образования, в том числе в городах Минске, Солигорске, Бресте, Барановичах, Жабинке, Орше, Речице, Шклове, в Минском, Дзержинском и Пуховичском районах.

В системе общего среднего образования будет продолжена работа по повышению гибкости и вариативности учебных планов, что позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию учащихся, способствующую их ранней профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению.

В этих целях предстоит:

- реализовать STEM-подход к допрофильной подготовке и профильному обучению учащихся учреждений общего среднего образования (далее – УОСО), что позволит увеличить количество обучающихся в профильных классах технико-технологической направленности до 50 процентов;

- обеспечить 100-процентный охват учащихся базовых 10–11 классов профессиональной подготовкой (за исключением освобожденных от профессиональной подготовки по медицинским показаниям);

- создать практико-ориентированную среду (экспериментальные площадки, лаборатории, учебно-опытные участки), сформировать у учащихся инновационные навыки.

Изучение народных традиций, истории и основ культурных ценностей страны, привитие уважительного отношения к религии будут способствовать духовнонравственному воспитанию молодежи.

Предусматривается исключить практику выполнения учителями не свойственных им функций, сократить документооборот в учреждениях образования.

Намечено построить либо реконструировать не менее 45 УОСО, в том числе в городах Минске, Гомеле, Бобруйске, Столбцах, Фаниполе, Молодечно, Барановичах, Кобрине, Столине. Не менее 80 процентов УОСО будут оснащены современным учебным оборудованием и средствами обучения, в том числе для создания инклюзивной образовательной среды.

Предстоит развивать эффективные формы и методы работы с детьми с особенностями психофизического развития, обеспечить 100-процентный охват необходимой помощью за счет вариативности учебных планов и учебных программ, усовершенствовать систему ранней комплексной помощи таким детям.

В системе профессионального образования продолжится работа по развитию национальной системы квалификаций, внедрению в учебный процесс новых образовательных стандартов и современных технологий обучения.

Обновление программ подготовки специалистов будет осуществляться с учетом необходимых для экономики профессиональных компетенций.

Планируется ежегодное обновление образовательных стандартов: не менее 8 процентов для специальностей профессионально-технического образования, 9 процентов – среднего специального образования, 10 процентов – высшего образования.

Критерием качества образования станет вхождение не менее 30 процентов учреждений высшего образования республики в 5000 лучших университетов мира согласно международным рейтингам.

Будет усилена практикоориентированность образовательного процесса, укреплено партнерство учреждений образования с научными организациями и бизнессообществом, налажено сетевое взаимодействие между учреждениями образования различных типов.

Планируется создать научно-производственные кластеры с участием ведущих университетов.

Предполагается оптимизировать формат вступительной кампании в учреждениях высшего образования исходя из преимуществ тестирования и собеседования.

Важный вектор – создание современной качественной образовательной среды. В этих целях предусматриваются модернизация инфраструктуры учреждений профессионального образования, оснащение их современным оборудованием и обеспечение компьютерными классами.

Продолжится работа по реконструкции учреждений профессионального образования, строительству и ремонту общежитий для обучающихся.

Будут созданы современные учебно-лабораторные подразделения, центры коллективного пользования учебным и научным оборудованием, в том числе для обучения лиц с особенностями психофизического развития.

Предстоит сформировать цифровой образовательный контент для интерактивного и дистанционного обучения. Получат развитие ресурсные центры по новым профессиональным компетенциям, в том числе с организацией обучения профессиональному мастерству по стандартам «Worldskills».

Ежегодная модернизация и оснащение современными средствами обучения планируются не менее чем в 5 ресурсных центрах.

Предполагается ввести институт независимой оценки качества высшего образования.

В дополнительном образовании взрослых будут адаптированы программы обучения лиц 55 лет и старше, в том числе основам предпринимательской деятельности.

Предстоит внедрить современные программы обучения в сфере бизнес-образования, подготовки (переподготовки) руководящих кадров новой формации, способных отвечать на вызовы нового социально-технологического уклада.

Удельный вес учреждений образования, реализующих образовательные программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в дистанционной форме получения образования в 2025 году, достигнет 50 процентов.

В целях развития дополнительного образования детей и молодежи предстоит усовершенствовать систему выявления, учета, социальной поддержки одаренной и талантливой молодежи.

Намечено обеспечить организационное, педагогическое, информационное, консультационное сопровождение одаренных и учащихся посредством сетевого взаимодействия УО «Национальный детский технопарк» и региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи.

В работе с учащимися предполагается активно использовать ресурсную базу предприятий, научных организаций, учреждений образования региона.

Инструментом выполнения данных задач станет реализация Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2021–2025 годы.

5.6. Раскрытие культурного потенциала

Развитие культуры будет ориентировано на сохранение и приумножение национальных культурных ценностей и традиций, национальной идентичности и самобытности, культурного кода белорусской нации.

Задача государства – обеспечить максимально полное удовлетворение потребности граждан в доступе к культурным благам.

Для этого предусматривается проведение ремонтно-реставрационных работ объектов историко-культурного наследия с привлечением частных инвестиций.

Планируется завершить создание музейного квартала Национального художественного музея Республики Беларусь, реконструкцию и реставрацию Спасо-Преображенской церкви в г. Полоцке, дворцово-паркового ансамбля в деревне Жиличи Кировского района Могилевской области, Кревского замка в Гродненской области.

Формирование электронных каталогов историко-культурных памятников Республики Беларусь позволит обеспечить свободный доступ всех граждан к информации об историко-культурных ценностях. Намечено создать онлайн-площадки для демонстрации культурных событий (мероприятий), расширить применение средств дополненной и виртуальной реальности, внедрить иные цифровые решения для популяризации белорусского искусства, в том числе за рубежом.

Продолжится работа по оснащению организаций сферы культуры современными цифровыми системами, свето- и звукоаппаратурой, по обеспечению 100-процентной оцифровки кинофонда.

Совершенствование музейной деятельности потребует внедрения новых форм обслуживания с использованием современных трехмерных технологий, программ виртуальной и дополненной реальности.

Важное направление деятельности – создание национальных культурных брендов, развитие народных промыслов и ремесел, организация экскурсий, фестивалей народного творчества, в том числе «Дрибинские торжки», праздника средневековой культуры «Рыцарский фест» (г. Мстиславль), международного фестиваля фольклора в г. Иваново, экскурсии в Ветковский музей старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова.

Ожидаемые результаты:

- число посещений организаций культуры на 1 тыс. человек населения – не менее 5070 посещений в 2025 году;

-количество нематериальных историко-культурных ценностей, включенных в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, – не менее 165 проявлений творчества человека;

- доля кинозалов в кинотеатрах, оснащенных цифровым кинооборудованием, – 100 процентов в 2025 году.

Инструментом выполнения данных задач станет реализация Государственной программы «Культура Беларуси» на 2021–2025 годы.

Возврат к списку


Беларускі дзяржаўны ўніверсітэт культуры і мастацтваў